Тара-оборудование
2.3. Тара-оборудование
Одним из путей сокращения занятости, повышения престижности труда в торговле является внедрение эффективной технологии транспортировки и продажи товаров с применением тары-оборудования.
Товар на пути следования от предприятий-изготовителей до торговых залов магазинов перегружается порой до 10 раз, что не всегда оправданно и сдерживает главный процесс — реализацию произведенного товара
На погрузочно-разгрузочные работы при комплектовании и отгрузке товаров вручную затрачивается 30—50% общего рабочего времени. Экономический эффект от внедрения тары-оборудования на всем пути следования товара по схеме "промышленное предприятие — оптовая база — магазин" достигает 60%. Однако зачастую тара-оборудование применяется только на последней стадии процесса товародвижения — от оптовых предприятий до магазина, чем достигается лишь частичный эффект.
Крупные общетоварные склады, распределительные холодильники, овоще- и фруктохранилища перешли на хранение товаров на стандартных плоских деревянных или стоечных металлических поддонах, но они в большинстве случаев используются только при внутрискладских операциях и не ликвидируют ручной труд при приемке, комплектации и отправке товаров в розничную сеть. Лучшие оптовые предприятия используют малогабаритные колесные контейнеры и поддоны в качестве тары-оборудования для продажи товаров непосредственно в торговых залах.
Практика показала, что транспортировка товаров (хлеба, картофеля, плодов, овощей) в контейнерах от поставщиков до торгового зала дает значительный экономический эффект за счет устранения излишних звеньев на пути товародвижения, сокращения товарных потерь, уменьшения расходов на тару, упаковку и погрузочно-разгрузочные работы, доля которых, особенно в магазинах, еще велика.
В супермаркет торговой площадью 1200 м2 ежедневно поступает в среднем около 35 т груза, который, прежде чем попасть к потребителю, перекладывается вручную 3— 4 раза. Каждый подсобный рабочий перегружает в день от 3 до 7 т груза.
Эта проблема может быть решена при внедрении тары-оборудования, немалый опыт использования которой накоплен мировой практикой
Основным направлением интенсификации и рационализации процессов транспортировки, перевалки, складирования, выкладки товаров является создание транспортных цепей, т. е. объединение взаимообусловленных технологических, организационных, экономических и информационных процессов, обеспечивающих доставку пакетированных товаров из сферы производства в торговый зал с наименьшими материальными затратами и максимальным использованием средств механизации.
Транспортная цепь связывает все процессы товародвижения. Средством их соединения служат контейнеры и поддоны, позволяющие пакетировать товары в грузовые единицы, которые не переформировываются на стадиях товародвижения. Тара-оборудование используется и как оборудование для открытой выкладки, и как емкость для транспортировки, хранения товара, а иногда в качестве средства упаковки.
Использование одного ящичного поддона позволяет сэкономить 52 мин рабочего времени персонала, обеспечивающего процесс товародвижения, снизить товарные потери на 0,2%.
Тара-оборудование — унифицированный товароноситель, предназначенный для хранения, укладки, транспортировки, доставки и продажи товаров.
Сущность прогрессивной технологии доставки товаров в магазины и продажи их методом самообслуживания заключается в следующем: товар в сфере производства или в торгово-складском звене фасуется и в потребительской упаковке укладывается в специализированную тару-оборудование (роликовые контейнеры, тележки-этажерки и т. п.), которая доставляется непосредственно в торговый зал магазина.
Для доставки в магазины и продажи из них хлебобулочных изделий можно использовать малогабаритные пластиковые контейнеры. Они отличаются высокой прочностью, большим сроком службы и хорошими эксплуатационными качествами.
Долгое время промышленность выпускала транспортировочную тару без учета интересов розничной торговли. В настоящее время, благодаря внедрению новых методов продажи и необходимости повышения рентабельности торговли, происходит постепенное превращение транспортировочной упаковки в разновидность тары-оборудования.
Тара-оборудование должна отвечать следующим требованиям:
• обеспечивать возможность применения ее в качестве транспортно-складских средств;
• иметь многоцелевое назначение;
• обеспечивать сохранность товаров от механических повреждений;
• обеспечивать максимальное использование площадей и объемов складов,
• конструкция ее должна быть рассчитана на заданную нагрузку, многократный оборот и легкость транспортировки,
• хранение порожних контейнеров на складах должно обеспечивать экономию площадей (т.е. они должны быть складными),
• иметь надежное антикоррозийное покрытие,
• соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности
Тара-оборудование должна предохранять от повреждений потребительскую упаковку, удобно встраиваться в оборудование, быть приспособленной для механизированной транспортировки и установки, для штабелирования. Укладка в нее товаров должна быть удобной для этикетирования потребительских упаковок (без изъятия из тары-оборудования).
По способу соединения составных частей тара-оборудование может изготовляться неразборной, разборной, складной и разборно-складной
Конструкция, текстовое и художественное оформление тары-оборудования и потребительской тары должны быть едиными.
Конструкция должна обеспечивать быстрое вскрытие тары-оборудования и легкую выемку из нее потребительских упаковок. В соответствии с этими требованиями тара-оборудование должна соответствовать модулям зданий магазинов, размерам стандартных поддонов (800 х 1200 и 1000 х 1200 мм), тележек (600 х 800 мм) и торгового оборудования (длина 900 мм, глубина 400, 600 мм) Количество тары-оборудования в торговом зале, ее вес и вместимость должны соответствовать объему реализации товаров.
В качестве тары-оборудования можно успешно применять ящичные и стоечные поддоны (пакеты) высотой 1100 мм, для легких товаров — 1800 мм
Представляет интерес вариант тары-оборудования в виде контейнеров с поддоном Основанием тары-оборудования служит четырехзаходный стандартный деревянный поддон, который удобен для захвата, транспортирования и складирования вилочными электропогрузчиками.
В зависимости от массы товара могут применяться одно- или двухнастильные поддоны
На поддонах можно устанавливать картонные контейнеры нескольких типов
Контейнер первого типа (рис 2 8) представляет собой два одинаковых по размеру короба с дном и крышкой. Все четыре составных элемента контейнера собирают из плоских картонных заготовок методом механизированной прошивки металлическими скрепками На поддон устанавливают дно, затем два короба, которые закрывают общей крышкой. Размеры всех деталей контейнера строго соответствуют габаритам стандартного поддона.
Рис. 2.8. Схема контейнера на поддоне,
Контейнер такой конструкции выдерживает довольно большие нагрузки, поэтому в него можно загружать товары как в упаковке, так и навалом. Он может применяться для складирования глубокозамороженных расфасованных продуктов. Материалом для его изготовления служит одно или двухслойный гофрированный картон. В качестве тары-оборудования контейнер с поддоном используется для транспортирования, складирования и выкладки в торговом зале магазина однородных товаров.
Контейнер второго типа (рис. 2.9) представляет собой большой короб, который складывается из одной плоской картонной заготовки с металлическими прошивками. Верхняя его часть закрывается четырьмя створками. Особенностью является наличие передней наполовину откидывающейся стенки, что облегчает загрузку, разгрузку и использование в качестве тары-оборудования при продаже товаров в магазине.
Рис. 2.9. Схема контейнера на поддоне, состоящего из одного короба
Контейнер третьего типа (рис. 2.10) собирают из пяти частей: дна, передней стенки, двух (составляющих два отделения) элементов и крышки. Все детали изготовляют из плоских листов картона без механической прошивки скрепками.
Для устойчивости контейнера на поддоне дно выполнено с шестью ограничителями, препятствующими смещению составляющих деталей. Такая конструкция очень прочна, устойчива, удобна для использования в торговом зале магазина.
При снятии крышки и откидывании верхней половины передней стенки обеспечивается доступ к товару и создается возможность для продажи методом самообслуживания.
При островной установке тары- оборудования доступ товара обеспечен со всех четырех сторон, если товар в контейнере уложен в устойчивый штабель и все окружающие товар стенки сняты.
Рис. 2.10. Схема контейнера на поддоне с отдельными крышкой и дном
Картонная тара-оборудование всех типов является многооборотной. Ее возврат и транспортировка осуществляются в разобранном виде, при этом она занимает малый объем, имеет небольшой вес, значительно дешевле металлической К недостаткам следует отнести лишь меньшую прочность и долговечность. Однако сравнительная экономическая оценка всех достоинств и недостатков тары-оборудования из гофрированного картона (особенно с эпоксидной пропиткой) свидетельствует о ее большой эффективности и перспективности.
Существует система товароснабжения магазинов непосредственно с промышленных предприятий, которая предусматривает использование малых, так называемых "магазинных", стандартных стоечных и решетчатых поддонов.
Товары укладываются на такие поддоны на механизированной упаковочной линии промышленных предприятий Для защиты от внешних воздействий и придания пакетированному грузу большей устойчивости и жесткости его покрывают стягивающей термоусадочной пленкой.
Такой поддон из-за своих малых размеров (400x600 мм) не является достаточно экономичным для транспортировки и складирования товаров. Поэтому при пакетировании товаров на промышленном предприятии образуют большие блоки с помощью поддонов типа "EUR" (размером 800x1200 мм) и поддонов типа "FIN" (1000x1200 мм). На поддоне "EUR" размещаются 4 малых поддона для магазинов, а на поддоне "FIN" — 5 (рис. 2.11).
Рис. 2.11. Схема расположения малых поддонов с пакетированными товарами на поддонах "EUR"
При хранении товаров на складах в целях экономии площади применяют штабельный способ укладки пакетированных грузов. Но чтобы уберечь товары от чрезмерно большой нагрузки и повреждений, к поддонам прикрепляют рамы, принимающие на себя тяжесть верхних поддонов с товаром
Пакеты товаров, обтянутые термоусадочной пленкой и скрепленные стальной лентой, а также товары в колесных контейнерах (открытых или зачехленных) доставляют в магазины и предприятия массового питания в автофургонах или контейнеровозах.
В торговый зал товары на поддонах и в контейнерах доставляются без перевалки. В магазинах поддоны с товарами могут перемещаться на тележках с размером решетчатого настила 600x800 мм, т. е. для двух малых поддонов.
Существуют следующие варианты установки малых поддонов с товаром в магазинах: на тележках (по два поддона), на большом стандартном поддоне и непосредственно на полу (по одному поддону)
Продажа товаров осуществляется непосредственно из поддонов, при этом сокращаются трудоемкие работы по их подготовке и укладке на полки, разгрузке поддонов с транспортных средств, снятию и подъему с большого стандартного поддона, транспортировке в торговый зал, установке в линию торгового оборудования. Штабеля укладывают с помощью специальной тележки с подъемными вилами.
Поддон размером 400x600 мм удобно встраивается в торговое оборудование магазина. Нижние полки снимаются для установки поддонов с товаром (высота 950 мм). Глубина оборудования — 400 или 600 мм. При длине горки 900 мм в нее можно поместить два поддона, при этом между ними остается зазор в 100 мм.
На рис. 2.12 показана транспортно-технологическая схема товародвижения от производства до магазина.
В процессе транспортировки пакетированных на поддоне товаров выявляются два недостатка, низкий коэффициент использования грузоемкости транспортных средств (50%) из-за одноярусной установки поддонов и недостаточная защищенность упаковки товаров от повреждений при погрузке и разгрузке.
Рис. 2.12.Транспортно-технологическая схема товародвижения от производства до магазина
Для их устранения поддоны могут комплектоваться рамами, предохраняющими товары от повреждений. При транспортировке с использованием рамы для поддонов можно укладывать два блока с большими поддонами один на другой.
При этом использование емкости кузова автомашины увеличивается вдвое.
Заслуживает внимание опыт применения тары-оборудования в виде металлических проволочных грузовых поддонов размером 1000x1200 мм, массой 18 кг и грузоподъемностью 1000 кг. Поддоны имеют поверхностную сетку из стальной двойной проволоки (d = 4 мм), ножки из стальной проволоки (d — 6 мм), размер ячейки сетки 50x50 мм. Плоский поддон может комплектоваться металлическими стенками и бортовыми решетками, что позволяет переделать его в стоечный или ящичный, т. е. в контейнер.
Проволочная тара-оборудование предназначена для хранения фасованных и штучных товаров на оптовых складах, бесперевалочной доставки их в магазин и установки в торговый зал с функцией торговой мебели, т. е. для продажи товаров. Она может быть на стоечном или колесном поддоне (рис. 2.13).
Рис. 2.13. Тара-оборудование 1 — на стоечном поддоне, 2 — на колесном поддоне
Контейнер состоит из основания и четырех стенок, изготовленных в основном из прутка и проволоки. На основании монтируются поворотные колеса В некоторых случаях используют контейнер сварной конструкции, по бокам обитый металлическим листом, с деревянным или металлическим полом (для транспортировки и хранения промышленных товаров в первичной упаковке), а также деревянные контейнеры для овощей
Рис. 2.14. Контейнеры
1 — роликовый; 2 — трехъярусный; 3 — универсальный двухъярусный; 4 — универсальный для швейных изделий
В зависимости от ассортимента товаров контейнеры имеют различные модификации, например роликовый контейнер для транспортировки и хранения овощей, бакалеи и хозяйственных товаров, трехъярусный контейнер для кондитерских и бакалейных товаров, контейнер универсальный двухъярусный, универсальный контейнер для верхней одежды и других швейных изделии (рис 2 14)
Применение контейнеров предопределяет ликвидацию отдельных операции по подготовке товаров к реализации Являясь средствами многократного использования, контейнеры позволяют экономить материалы на изготовление транспортной тары
В табл. 2.2 приведена технико-экономическая характеристика тары-оборудования
Таблица 2. 2 Технико-экономическая характеристика тары-оборудования
Показатели |
Тара-оборудование на поддоне |
Контейнер универсальный |
|||
стоечном |
колесном |
Высокий (К1) |
Низкий (К2) |
двухсекционный |
|
Габариты, мм |
800 x 600 x 640 |
800 х 600 х 735 |
870 х 670 х 1645 |
870 х 670 х 950 |
600 х 809 х 1563 |
Внутренние размеры, мм |
825 х 625 х 1405 |
825 х 625 х 700 |
555 х 764 х 1367 |
||
Масса, кг |
35 |
45 |
56,7 |
42,5 |
71,8 |
Грузоподъемность, кг |
300 |
300 |
350 |
350 |
300 |
Средний вес груженого контейнера, кг |
222 |
180 |
180 |
||
Емкость, м3 |
0,2 |
0,2 |
0,725 |
0,516 |
0,518 |
Количество колес, шт. |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Диаметр колес, мм |
100 |
110 |
100 |
130 |
Причем все они рассчитаны на укладку в торговом зале и продажу товаров или непосредственно из них, или вместе с упаковкой Коробки, как правило, прострочены перфорационной лентой, что позволяет легко отделить их верхнюю часть и обеспечить свободный доступ покупателей к товару.
Рис. 2.15. Схема коробки из картона
В связи с дефицитом металла, его большим весом более целесообразным и эффективным по сравнению с использованием металлических контейнеров представляется применение упаковки товаров с поддоном в полиэтиленовую пленку, которая не только обеспечивает устойчивость и прочность пакета, но и защищает товар от атмосферных осадков.
Наиболее распространен способ упаковки в термоусадочную пленку, но он требует больших капитальных и эксплуатационных затрат. Известен метод упаковки поддона с товаром путем обмотки рулоном полимерной пленки. Конец ее цепляется за поддон, который, вращаясь, покрывается пленкой, сматывающейся с вала. Количество слоев неограниченно, скорость движения рулона регулируется. Габариты машины 2745x2050x1500 мм, масса 600 кг, толщина пленки 0,015—0,040 мм, скорость вращения диска 9,5 об/мин, производительность — 30 поддонов/ч.
Один из экономичных способов упаковки товарного пакета, а именно упаковка его в эластичную пленку с большой скоростью без нагревателей имеет ряд преимуществ по сравнению с обвязкой и термоупаковкой Например, отсутствие нагревателей экономит площадь и электроэнергию. Нет необходимости в специальной электросети, вытяжной вентиляции. Машина полностью автоматизирована, работник занимается только сменой рулонов.
Груз на поддоне устанавливается на рольганг, который подает его к машине. Пленка натягивается вокруг груза с четырех сторон, а затем сваривается колодками. Верх штабеля также заделывается пленкой, обеспечивающей водонепроницаемость. Производительность машины — 120— 180 упаковок/ч. Экономия пленки составляет примерно 10% по сравнению с методом термоусадки.
Тара-оборудование в виде металлических проволочных ящиков с откидными стенками может использоваться для транспортировки и продажи скоропортящихся охлажденных и замороженных товаров. Товары доставляют в магазин авторефрижераторным транспортом, затем тару-оборудование с товаром перемещают в торговый зал и вставляют в стационарную охлаждаемую витрину с индивидуальным или централизованным хладоснабжением.
Применение такой тары-оборудования позволяет снизить расходы на обработку товара как минимум на 60%, что по отношению к общим расходам составляет 20%.
Поиск новых способов транспортировки, складирования и выкладки товаров ведется в направлении упрощения конструкции и удешевления производства контейнеров, поддонов, упаковок. Так, большая масса и высокая стоимость металлических контейнеров не дают большой экономической эффективности от их применения. Однако закрытые металлические контейнеры обеспечивают сохранность товаров, что позволяет использовать более экономичные способы пакетирования и недорогостоящие виды тары-оборудования.
Наиболее простым и дешевым средством транспортировки, складирования и продажи товаров пока остается стандартный поддон (деревянный, пластмассовый или из специального картона). При этом задача состоит в придании устойчивости и прочности пакету.
Одним из наиболее экономичных способов крепления пакетированных товаров является обвязка лентой.
Машина автоматической обвязки стальной лентой выполняет следующие операции: обкладка тары или пакета стальной лентой, натяжение ленты (степень натяжения регулируется), соединение точечной сваркой и автоматическая обрезка ленты.
Принцип натяжения ленты — механический или пневматический. Соединение точечной сваркой наиболее надежно и дешево, так как не требует применения пломб. Производительность машин — 100 упаковок/ч.
В зависимости от размеров упаковки применяются различные машины. Параметры обвязываемых упаковок, см: ширина — 51—260, высота — 50—212. Ширина используемой ленты 8, 10, 13 или 16 мм.
Машина для автоматической обвязки пакетов пластмассовой лентой выполняет такие операции, как укладка ленты вокруг упаковки, ее натяжение, обрезка и соединение концов современным методом сварки — ультразвуком. На полностью автоматизированных машинах перемещение пакета для следующей обвязки осуществляется автоматически. Расстояние перемещения устанавливается оператором в зависимости от габаритов товара.
Производительность машины — до 950 обвязок/ч, пропускная ширина — 60, 80, 100, 120 см, высота — 40, 60, 80, 100, 120 см, ширина ленты от 10 до 16 мм. Данный тип машины по сравнению с другими аналогичными позволяет использовать для обвязки ленты из любых искусственных материалов — полипропилена, нейлона и др. Соединение ленты ультразвуковой сваркой обеспечивает высокую надежность и прочность.
При пакетировании на поддоне крупногабаритных товаров рекомендуется использовать автомат для обвязки стальной лентой, который, кроме того, может выполнять подпрессовку пакета сверху и сбоку. Наиболее широко он применяется для пакетирования строительных материалов и некоторых хозяйственных крупногабаритных товаров. Автомату может быть задан режим формирования штабеля на поддоне для последующей обвязки. Сила натяжения ленты регулируется до придания пакету достаточной устойчивости и прочности.
Ширина ленты и габариты машины различны и зависят от размеров пакетируемых товаров.
Во всех пакетирующих автоматах применяются обвязочные устройства, осуществляющие натяжение, соединение и обрезку ленты. В зависимости от размера пакета и силы обвязки используется лента шириной 5, 9, 10, 12, 13, 19, 20 мм, толщиной 0,35—0,60 мм.
Самым простым инструментом для обвязки пакетов является ручной аппарат. При его использовании лента натягивается, как обычно, в вертикальном положении, однако благодаря длинному рычажному плечу для этого не требуется больших усилий. Соединение и обрезка ленты осуществляются в горизонтальном направлении. Следует отметить, что на картонной таре не остается вмятин.
Количество обвязок может быть различным, но для придания пакету необходимой устойчивости достаточно по две ленты с одной и другой стороны. Такая обвязка пакетов на поддоне позволяет транспортировать товары автомобильным и железнодорожным транспортом, использовать при погрузке и разгрузке электропогрузчики, перемещать пакетированные товары в торговый зал, где ленты перерезаются и товар становится доступным для покупателя. Картонные листы, служившие прокладками, и ленты накапливаются и сдаются на повторное использование или в переработку.
Вопросы эффективного применения тары-оборудования тесно связаны с проблемами пакетирования, контейнеризации и упаковки товаров. Главное требование — стандартизация размеров упаковок в соответствии с размерами стандартных поддонов и контейнеров. Важным условием эффективного использования тары-оборудования является приспособленность тары к продаже товаров методом самообслуживания.
Как тара-оборудование, так и потребительская тара в торговом зале должны обеспечивать доступ непосредственно к товару. Для этого производятся вырубные, разрезные и другие упаковки, которые легко вскрываются.
Особый интерес представляет комплексная система транспортировки и складирования, включающая уборку, сортировку, складирование, перевозку и выкладку картофеля в торговом зале.
Принцип ее действия заключается в следующем.
Транспортное средство (автомашина или трактор с тележкой) движется рядом с картофелеуборочным комбайном. Ящики (габариты — 600x400x350 мм, вместимость 30— 40 кг картофеля) подаются к элеватору комбайна, заполняются и устанавливаются на платформу транспортного средства. Продукция направляется на склад, где картофель выгружается на транспортер для отделения земли, а ящики направляются на мойку.
После очистки от земли картофель сортируют. Стандартный пищевой картофель подается на ленточный транспортер, ссыпается в чистые ящики и взвешивается на автоматических весах. Далее ящики с картофелем перемещаются на формирователь пакетов на поддонах. Загруженные ящиками поддоны перевозят на склад. Малые габариты, небольшая масса и стандартные размеры ящиков делают их удобными как при использовании в качестве транспортной тары при перемещении со склада в магазин, так и в качестве тары-оборудования для продажи картофеля непосредственно в магазине.
Преимуществом комплексной системы транспортировки и складирования является минимальная возможность повреждения и порчи клубней. Ящики небольшого размера имеют решетчатые и хорошо вентилируемые стенки. Коническая форма ящиков позволяет вставлять их один в другой (в порожнем виде) на 60% объема и таким способом организовать более компактную перевозку. Пустые ящики можно складировать на открытых площадках. Ящики имеют стандартную массу, что исключает операцию взвешивания в магазине.
Таким образом, при внедрении технологии с преимущественным использованием тары-оборудования:
• устраняются лишние звенья на пути движения товаров от поставщиков до торгового зала магазина;
• сводится к минимуму ручная перекладка товаров из тары на товароносители торговой мебели;
• полная подготовка товаров к продаже методом самообслуживания осуществляется в сфере производства или оптово-складском звене;
• осуществляется реальная рационализация перемещения и продажи товаров в магазине;
• резко сокращается число работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на транспорте и в торговле;
• более эффективно используются транспортные средства;
• уменьшаются расходы на техническое оснащение магазинов;
• упрощается организация товароснабжения магазинов и внутримагазинное перемещение товаров;
• повышается сохранность товаров;
• обеспечивается более рациональное использование автотранспорта и торговой площади магазина.
Рис. 2.16. Автомобиль с грузоподъемным бортом
Применение системы контейнерной доставки и продажи товаров позволяет не только резко сократить тяжелые ручные процессы, значительно повысить производительность труда и культуру торговли, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения. Однако организация эффективного применения контейнерной системы в товароснабжении магазинов во многом зависит от использования средств автотранспорта с грузоподъемным бортом (рис. 2.16) и наличия в магазинах специализированных подъемных столов.