Технология изготовления цельноформованной обуви

         

Технология изготовления галош


Метод штампования галош разработан в нашей стране и впервые внедрен в 1948 г. на заводе «Красный треугольник». Штампование— механизированный метод производства галош. Особенность этого метода состоит в том, что текстильный каркас, надетый на сердечник, подвергается облицовке резиновой смесью путем штампования в специальных формах на гидравлических штамп - прессах (ПШГ).

Т а б л и ц а 3.3—Конструкция штампованных галош

Наименование детали

Толщина детали, мм

Материал

Подкладка



Полотно трикотажное с начесом

Задник матерчатый

0,95¸0,05

Ткань ТДС, промазанная и обложенная резиновой смесью

Стелька цветная

1,15¸0,05

Бумазея-корд или ткань обувная, обложенная резинотряпичной смесью

Резина облицовочная-шнур диаметром

24¸30

4

 
3

 
1

 
2

 
В отличие от клееных штампованные галоши состоят из четырех деталей, которые показаны на рисунке 3.5.

1—подкладка,

2—текстильный задник,

3—цветная стелька,

4—заготовка облицовочной резины

Рисунок 3.5— Детали штампованной галоши

Подкладку из хлопчатобумажного ворсового трикотажа выкраивают на ленточном ноже или на агрегате для вырубания деталей. Задники и стельки выкраивают на прессах. Подкладку намазывают клеем по затяжной кромке и месту соединения с задником. Задники и стельки намазывают клеем. Подкладку склеивают с задником в заготовку подкладки. Заготовка облицовочной резины—это отрезок шнура диаметром 24¸30 мм, длина его зависит от размера галош. Эти заготовки выпускаются на шприц-машине с дозатором. Перед шприцеванием резиновую смесь разогревают на вальцах. Выходящий из головки шприц-машины жгут нарезается автоматически дозатором на куски определенной массы, которые подаются к агрегату штампования.

Резиновые заготовки должны быть разогреты до 60¸750С, т.к. заготовки с более низкой температурой при штамповании дают брак. Кроме того, резиновые смеси для штампования должны обладать хорошей текучестью и малой усадкой.


Требование безусадочности смеси связано с тем, что отштампованную галошу снимают с сердечника и надевают на колодку облегченного типа. Если смесь будет иметь большую усадку, то при этой операции происходит деформация галоши, не поддающаяся исправлению.

Агрегат штампования состоит из пресса и пульсирующего конвейера. Рабочие на конвейере производят сборку каркаса галош на сердечниках. Затем на след сердечника накладывается резиновая заготовка-жгут. В таком виде сердечник подается в пресс.

Пресс-форма для штампования галош состоит из двух половинок матрицы, пуансона и сердечника. Рабочая поверхность пуансона имеет рисунок ходовой поверхности подошвы галоши. На сердечнике собирают детали галоши. Пуансон служит для передачи давления на заготовку галоши и для формования профиля и рисунка на ходовой поверхности галоши. На сердечнике собирают детали галоши. Пуансон служит для передачи давления на заготовку галоши и для формования профиля и рисунка на ходовой поверхности подошвы.

Резиновая смесь под давлением пуансона заполняет пространство между текстильным каркасом галоши и внутренней поверхностью матрицы. Для уменьшения трения резины о металл и для сохранения гладкой поверхности галоши при выемке из формы, половинки матрицы опрыскивают водно-глицериновым раствором. Качество галош зависит от правильного распределения потоков резины по пресс-форме. Это, в свою очередь, зависит не только от свойств резиновой смеси, но и от конструкции матрицы, сердечника и др.

Сердечник должен иметь небольшую массу, выдерживать большое число штамповок без деформации, точно фиксироваться на опорной поверхности стола пресса. Сердечники делают из алюминиевого сплава или из стали. У стальных сердечников выше срок службы и устранена деформация, что позволяет выпускать галоши с более стабильными калибрами. Матрицы делают стальными. До ремонта они выдерживают 500¸700 тыс. штамповок. Пуансон отливают из твердого сплава цветных металлов, точно подгоняют к матрице, чтобы в момент штампования не было выпрессовок.



Операции по изготовлению галош на пульсирующем конвейере методом штампования выполняют в следующей последовательности.

1        Чистка сердечника. Не снимая сердечника с цепи конвейера в момент остановки цепи, протирают его сначала влажной, затем сухой тряпкой. Во избежание прилипания задника галоши к сердечнику, полочку сердечника протирают водно-глицериновым раствором. Сильно загрязненные сердечники периодически снимают с  цепи конвейера и очищают ножом прилипшие на комельной части заусенцы резины и ворс от подкладки, сердечник протирают влажной, а затем сухой тряпкой. На место снятого с конвейера на чистку сердечника ставят резервный сердечник.

2        Затяжка подкладки на стельку. Первый рабочий из пачки сложенных заготовок подкладки берет одну заготовку и надевает ее на подошедший сердечник через носок следовой части сердечника: выравнивает заготовку так, чтобы не было перекосов. Второй рабочий укладывает стельку на подошвенную часть подошедшего сердечника. Выравнивает стельку таким образом, чтобы не было сдвига стельки и закрепляет ее заготовкой подкладки в пяточной и носочной частях сердечника. Защипывает подкладку на стельку обеими руками в носочной части. Третий рабочий защипывает подкладку на стельку в перейменной и геленочной частях. Открепляет задник от низа. Четвертый рабочий устанавливает матерчатый задник на определенную высоту –при помощи специального зеркала, согласно нанесенной риске на сердечнике с таким расчетом, чтобы переобтекание резины по заднику было от 2 до 6 мм. Защипывает матерчатый задник на стельку в каблучной части.

3        Наложение резиновой заготовки на сердечник. Перед началом этой операции резиновую смесь разогревают на вальцах, шприцуют и дозируют. Зазор между валками вальцов устанавливают такой, чтобы толщина срезаемой ленты была 9¸12 мм. Время разогревания резины на вальцах 5¸6 минут. Разогретая до 40¸500С резиновая смесь подается на шприц-машину.


Выходящий из машины шнур заправляют в дозатор. Температура резины на выходе из шприц-машины должна быть 75¸850С. Массу резиновой заготовки регулируют при помощи конусного ролика мерителя и весов. Резиновые заготовки подаются от шприц-машины к прессу ПШГ транспортером. Темп подачи резиновых заготовок от шприц- машины должен соответствовать темпу работы пресса. В случае поступления избыточного количества резиновых заготовок откладывают в сторону остывшие резиновые заготовки, следя за тем, чтобы число горячих заготовок перед прессом не превышало 5¸7 штук. Рабочий берет поданную транспортером заготовку, загибает концы ее с двух сторон, прижимает их к основной части. Затем укладывает резиновую заготовку по центру подошвенной части сердечника так, чтобы длина резиновой заготовки равнялась длине сердечника, затянутого подкладкой. Загнутые концы резиновой заготовки должны быть обращены к внутренней стороне сердечника. Указанным образом укладывают заготовку на каждый подходящий к прессу сердечник.

4        Штампование на прессе ПШГ. Перед тем как сердечник войдет в пресс, внутренние рабочие поверхности матрицы покрывают водно-глицериновым раствором. Цикл штампования включает следующие операции:

;    подача сердечника с заготовкой под пресс,

;    смыкание половинок матрицы,

;    опускание пуансона,

;    растекание резиновой смеси,

;    выдержка.

После раскрытия пресс-формы сердечник выводят из нее, на его место вводят очередной сердечник с заготовкой и цикл штампования повторяется.

5        Снятие выпрессовок. При выходе из пресса штампованной галоши с нее тщательно снимают выпрессовки: правой рукой с переднего шва, а левой— с заднего шва.

6        Съем галош с сердечника и надевание на крючки элеватора. Правой рукой берут галошу за задник и снимают ее с подошедшего сердечника.


При съеме следят, чтобы носочная часть галоши не касалась площадки цепи конвейера, т.к. может произойти повреждение галоши. Внешним осмотром проверяют качество галоши. Галоши, которые соответствуют требованиям ГОСТ или имеют брак, подлежащий исправлению, надевают на крючки меж-этажного элеватора для подачи их на отделочный конвейер. Галоши, имеющие брак, не подлежащий исправлению, оставляют для отделения текстильного каркаса от резины.

7        Снятие галош с элеватора и обрубка задника. Одной рукой снимают галошу с державки транспортерной ленты вертикального элеватора при прохождении ее перед рабочим местом. Держа галошу за задник, надевают ее на подпятник обрубочной машины. Прижав галошу каблучной частью к ножу и подпятнику, производят обрубку. Надевать галоши на подпятник необходимо так, чтобы не допускать надрубов и недорезов задника. После обрубки снимают галошу и ставят следом на движущуюся ленту отделочного конвейера для подачи на следующую операцию.

8        Обрезка излишков подкладки и резины по борту. Берут с транспортерной ленты отделочного конвейера галошу за одну сторону задника так, чтобы большой палец правой руки оказался внутри галоши. Левой рукой берут галошу за носочную часть. Держа галошу обеими руками, подводят под колебательный нож выступающие по борту излишки резины и подкладки. Обрезанную по борту галошу кладут на ленту доработочного конвейера.

9        Надевание галош на колодки. Левой рукой берут галошу с конвейера. Правой рукой берут из ящика колодку и надевают на нее галошу. Затем колодку с галошей ставят на отделочный конвейер. При работе следят, чтобы не повредить поверхность носочной части галоши, которая не должна касаться транспортерной ленты и чтобы размер колодки соответствовал размеру галоши.

10  Отделка галош. Берут с транспортерной ленты надетую на колодку галошу, тряпкой с мелом очищают от заусенцев и следов водно-глицеринового раствора, а также снимают заусенцы по торцу задника.


Осматривают галошу, небольшие дефекты устраняют, а при отсутствии дефектов кладут ее комельной частью на транспортерную ленту конвейера.

11  Контроль качества сырой продукции. Берут с транспортерной ленты обработанную галошу, осматривают ее поверхность и при отсутствии дефектов отправляют на лакирование. Обнаруженные на галоше дефекты—пузыри, механические повреждения, грязь и другие—отмечают мелом и возвращают рабочему на исправление.

12  Ручное лакирование галош методом макания. Лакирование производят в ванне, в которую вставляют сито, предохраняющее лак от взмучивания образующегося осадка. Уровень лака в ванне поддерживают постоянным. Берут галошу на колодке, пропустив большой, указательный и средний пальцы левой руки в отверстие комельной части колодки. Погружают изделие в ванну с лаком так, чтобы борт был под поверхностью лака на 1,5¸2 см. Пальцами правой руки обводят лаком не погруженную часть галоши. Берут галошу со стороны подошвы за геленочную часть правой рукой и сажают колодку с лакированной галошей носочной частью вверх на шпильки рамки, установленной на лакировочной вертушке. После заполнения рамки осторожно снимают стекающие капли лака с задника галош. Поворачивая вертушку, надевают лакированные галоши на рамки. Замену загрязненного лака в рабочей ванне на чистый производят не реже одного раза в смену.

13  Лакирование галош в электрическом поле. Сущность этого метода состоит в том, что между двумя электродами, одним из которых является лакируемая галоша и другим—чашечные распылители, создается электрическое поле высокого напряжения с положительным потенциалом на изделии и отрицательным на чашечном распылителе. Распыляемые частицы лака под действием электрического поля притягиваются к галошам.

Аппарат для лакирования представляет собой камеру размером 3100*3000*2600 мм. Изделия в ней перемещаются при помощи подвесного цепного транспортера, на котором установлены 14 одноярусных подвесок на расстоянии 236 мм друг от друга. На каждую подвеску навешивается 3 колодки с галошами.В зоне электрического поля подвески с галошами вращаются.

Техническая характеристика установки:

Производительность, пар/смену

Расход лака, кг/с

Скорость движения цепного транспортера, м/с

Напряжение, подаваемое к чашечным распылителям, кВ

Мощность, кВт

3200

1

0,05

140

3,5



Содержание раздела